
Сопротивление электродвигателя переменного тока
Электродвигатели переменного тока (АС) – незаменимые помощники в нашей повседневной жизни, от работы холодильников до движения электропоездов.  Но как и любой электрический прибор, они обладают сопротивлением, которое влияет на их эффективность и потребление энергии.  Понимание этого сопротивления – ключ к правильному использованию и обслуживанию двигателя.  Давайте разберемся, что же оно собой представляет.
Виды сопротивления в электродвигателе переменного тока
В электродвигателях переменного тока мы сталкиваемся не с одним, а с несколькими видами сопротивления. Во-первых, это активное сопротивление обмоток.  Представьте обмотку как длинную проволоку – она, подобно любому проводнику, обладает определенным сопротивлением, которое преобразует электрическую энергию в тепло.  Это явление, знакомое всем нам по нагреву проводки под большой нагрузкой. Чем больше активное сопротивление, тем больше энергии теряется в виде тепла, а не используется для вращения ротора.
Второй вид сопротивления – реактивное сопротивление, обусловленное индуктивностью обмоток.  Индуктивность – это свойство катушки создавать противодействие изменению тока.  В двигателях переменного тока ток постоянно меняется, поэтому индуктивность создает дополнительное сопротивление, мешая току свободно протекать.  Это реактивное сопротивление не преобразует энергию в тепло, а лишь задерживает ее.  Для характеристики полного сопротивления используют понятие импеданса, который учитывает как активное, так и реактивное сопротивления.
Влияние сопротивления на работу двигателя
Высокое активное сопротивление приводит к перегреву двигателя и снижению его КПД (коэффициента полезного действия).  Это значит, что часть энергии, потребляемой из сети, будет бесполезно расходоваться на нагрев, а не на механическую работу.  Высокое реактивное сопротивление также негативно сказывается на эффективности, снижая мощность двигателя и увеличивая потребляемый ток.  Это может привести к перегрузке сети и выходу двигателя из строя.
Измерение и снижение сопротивления
Сопротивление обмоток можно измерить специальным прибором – омметром.  Снизить активное сопротивление можно только путем использования проводников с меньшим удельным сопротивлением, что обычно делают на этапе производства двигателя.  Реактивное сопротивление можно уменьшить путем оптимизации конструкции двигателя и использования специальных материалов.  Правильная эксплуатация двигателя, соответствующая его номинальным параметрам, также способствует снижению износа и сохранению оптимальных значений сопротивления.
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            