2025-09-29
Измерение общего режима напряжения двигателя асинхронного трёхфазного имеет чрезвычайно важное значение, которое в основном проявляется в следующих аспектах:
Суть проблемы: общее режимное напряжение (особенно высокочастотное общее напряжение, создаваемое ШИМ-управлением преобразователя частоты) является основной причиной появления осевого напряжения и тока подшипников двигателя асинхронного трёхфазного.
Механизм формирования: общее режимное напряжение через паразитные ёмкости между обмоткой двигателя асинхронного трёхфазного и статорным сердечником/корпусом индуцирует осевое напряжение между вращающимся валом, подшипниками и корпусом. Когда это напряжение превышает пробивное напряжение смазки (масляной плёнки) подшипника, возникает разрядный ток EDM, проходящий через подшипник.
Опасность: ток подшипников вызывает точечную эрозию (электрическую коррозию, искровую эрозию) на дорожках качения и телах качения, ускоряет износ подшипников, вызывает шум, вибрацию и в конечном итоге приводит к их преждевременному выходу из строя.
Значение измерения: прямое измерение общего режимного напряжения является ключевым показателем для количественной оценки риска тока подшипников. Более высокие пиковые значения общего напряжения и более высокий dv/dt (скорость изменения напряжения) обычно означают более высокий риск осевого напряжения и тока подшипников. Измерение позволяет оценить уровень риска существующей системы привода и предоставляет основу для принятия мер снижения (например, установка фильтра общего режима, изолированных подшипников, заземляющих щёток).
Проблема: общее режимное напряжение двигателя асинхронного трёхфазного прикладывается к изоляции обмоток относительно земли (корпуса). Особенно высокочастотное ШИМ-напряжение с крутыми фронтами (высокий dv/dt) создаёт большие токи смещения, которые протекают через распределённые ёмкости между обмотками и сердечником/корпусом.
Опасность: такой высокочастотный ток вызывает дополнительное электрическое напряжение на межвитковой, межфазной и к корпусу изоляции, ускоряет электрохимическое старение (коронный разряд, частичные разряды), снижает срок службы изоляции и повышает риск пробоя обмоток. Особенно опасно для старых машин или двигателей с низким классом изоляции.
Значение измерения: измерение амплитуды и формы общего режимного напряжения (особенно dv/dt) у двигателя асинхронного трёхфазного помогает оценить уровень дополнительного электрического напряжения на изоляцию обмоток, предоставляя данные для выбора двигателя, проектирования изоляционной системы или оценки срока службы.
Проблема: общее режимное напряжение двигателя асинхронного трёхфазного является одним из основных источников электромагнитных помех в системе «преобразователь частоты – двигатель». Высокочастотное напряжение через паразитные ёмкости кабеля двигателя наводит общий ток, который протекает по контуру земли (PE-провод) и излучает шум в пространство, а также может возвращаться в электросеть и другие устройства.
Опасность: приводит к несоответствию системы стандартам EMC (электромагнитной совместимости), мешает работе чувствительного электронного оборудования (например, датчиков, систем связи, систем управления).
Значение измерения: измерение общего режимного напряжения на клеммах двигателя асинхронного трёхфазного является важным шагом в анализе и диагностике проводимых и излучаемых ЭМИ. Понимание его спектральных характеристик помогает разрабатывать эффективные фильтры ЭМИ (дроссели общего режима, Y-конденсаторы) и оптимизировать заземление и экранирование.
Проблема: аномальное общее режимное напряжение двигателя асинхронного трёхфазного может быть признаком системных проблем.
Диагностика: например, несбалансированное трёхфазное напряжение, плохое заземление, повреждение экрана кабеля, дефекты изоляции внутри двигателя, проблемы на выходе преобразователя частоты – всё это может приводить к аномальному повышению или искажению формы общего напряжения.
Значение измерения: при наладке новой системы или поиске неисправностей двигателя асинхронного трёхфазного (например, при необъяснимом повреждении подшипников, перегреве, проблемах с помехами) измерение общего режимного напряжения является важным диагностическим инструментом, помогающим инженерам определить источник проблемы.