
2025-11-29
Недостаточное количество лака на обмотках высоковольтного двигателя означает, что изоляционный лак, пропитывающий поверхность медных проводов обмотки, не достигает требуемой толщины или покрытия. В данной статье мы подробно рассмотрим, как дефицит лака влияет на эксплуатационные характеристики высоковольтного двигателя.
Неподходящая вязкость:
При слишком высокой вязкости лак обладает низкой текучестью и не может проникнуть в глубокие зоны жгутов и межвитковые зазоры. При слишком низкой вязкости лак плохо удерживается на проводах и быстро стекает, формируя чрезмерно тонкую плёнку.
Низкое содержание сухого остатка:
Если доля плёнообразующих веществ слишком мала, то даже при хорошей пропитке после отверждения образуется тонкая лаковая плёнка.
Неправильные условия хранения или просроченный лак:
При длительном хранении или хранении в неблагоприятных условиях (высокая температура, открытая тара) происходят процессы испарения растворителя, частичной полимеризации, что ухудшает свойства лака.
Низкая температура лака:
Температура влияет на вязкость. При низкой температуре вязкость увеличивается, что ухудшает проникновение.
Слишком плотная структура обмоток:
При избыточном натяжении провода или чрезмерном коэффициенте заполнения паза зазоры между проводами становятся слишком малыми, и лак не может проникнуть внутрь.
Низкая чистота обмоток:
Наличие масла, влаги, пыли и других загрязнений препятствует адгезии лака к меди и вызывает локальные зоны непропитки.
Недостаточный предварительный подогрев:
При отсутствии необходимого подогрева внутри обмоток остаётся влага, а при контакте холодной обмотки с лаком его вязкость мгновенно повышается, ухудшая проникновение.
При чрезмерном подогреве лак может частично загустеть и преждевременно гелеобразоваться при контакте с горячей поверхностью, блокируя капиллярные каналы.
Недостаточное время пропитки:
Неважно, используется обычное погружение или вакуумно-давильная пропитка (VPI), недостаточное время в ванне не позволяет полностью вытеснить воздух и заполнить зазоры лаком.
Этап вакуумирования:
Недостаточный вакуум не позволяет удалить воздух из межвитковых зазоров и капиллярных каналов, что препятствует проникновению лака.
Этап давления:
Если прикладываемое давление недостаточно, лак не будет принудительно втягиваться в мелкие зазоры.
Слишком долгое стекание или неправильное центрифугирование:
При чрезмерно долгом стекании или слишком интенсивном удалении излишков лака большая его часть выталкивается из обмоток, особенно если используется маловязкий лак.
Неправильный режим отверждения:
Слишком быстрое повышение температуры вызывает образование «корки» на поверхности лака, и при последующем испарении растворителя появляются поры.
Недостаточная температура или время отверждения не позволяют лаку полностью полимеризоваться, что снижает механическую прочность и адгезию, проявляясь как «ложная» нехватка лака.
Несоблюдение технологических норм персоналом:
Самовольное сокращение времени пропитки, изменение параметров процесса и т. п.
Недостаточное обслуживание оборудования:
Утечки в пропиточных ваннах, вакуумных насосах, трубопроводах не позволяют достичь требуемых значений вакуума и давления.
В следующей статье мы подробно рассмотрим, как недостаточное количество лака влияет на рабочие характеристики высоковольтного двигателя. Если вас интересует эта тема, следите за обновлениями на нашем сайте.