Причины и меры устранения повышенного общего напряжения в двигателе асинхронном трёхфазном

 Причины и меры устранения повышенного общего напряжения в двигателе асинхронном трёхфазном 

2025-10-04

Повышенное общее напряжение в двигателе асинхронном трёхфазном в основном вызвано особенностями ШИМ-модуляции преобразователя частоты, паразитными параметрами системы и дефектами заземления. Его вред проявляется в электроэрозии подшипников, старении изоляции и ЭМИ-помехах.

Ниже приведён системный анализ и решения.

 

Коренные причины высокого общего напряжения

  1. 1、Механизм модуляции преобразователя частоты (основной источник)

Двухуровневый ШИМ как врождённый недостаток

Выход каждой фазы двигателя асинхронного трёхфазного переключается между «положительным напряжением шины постоянного тока» и «отрицательным напряжением шины», что вызывает резкие скачки напряжения нейтральной точки (т. е. общего напряжения). Теоретический пик достигает ±Vdc/2 (например, при шине 750 В общее напряжение 375 В).

 

Высокий dv/dt при коммутации

Быстрое переключение Si/IGBT (dv/dt до 5–20 кВ/мкс) возбуждает резонанс в кабеле, фактический пик может увеличиваться до 1,5×Vdc (например, при шине 750 В появляется всплеск 1125 В).

 

  1. 2、Резонанс из-за паразитных параметров кабеля

Эффект длинного кабеля

При длине кабеля двигателя асинхронного трёхфазного около 20 м распределённая индуктивность (L) и паразитная ёмкость двигателя (C) образуют LC-контур, который в диапазоне частоты ШИМ (2–16 кГц) увеличивает общее напряжение в 2–3 раза.

 

Неэкранированный кабель

При отсутствии экрана общий ток возвращается по пути с высоким сопротивлением, напряжение не может эффективно рассеиваться.

 

  1. 3、Дефекты системы заземления

Экран кабеля заземлён только с одной стороны

Если экран кабеля двигателя асинхронного трёхфазного заземлён только со стороны преобразователя, а со стороны двигателя остаётся «подвешенным», экран перестаёт работать, и общее сопротивление возрастает.

 

Большое сопротивление заземляющей петли

Слишком длинный или заржавевший провод заземления приводит к сопротивлению около 0,1 Ом, общий ток плохо стекает.

 

  1. 4、Конструктивные недостатки двигателя

Большая паразитная ёмкость обмоток

Компактная конструкция двигателя асинхронного трёхфазного увеличивает ёмкость «обмотка – сердечник» (типично 50–200 нФ), что связывает больше энергии общего напряжения.

Причины и меры устранения повышенного общего напряжения в двигателе асинхронном трёхфазном

Отсутствие изоляции подшипников

Стандартные стальные подшипники имеют пробивное напряжение смазки всего 15–40 В, легко пробиваются осевым напряжением.

 

Меры по подавлению общего напряжения

Мера 1: Оптимизация источника — модернизация модуляции преобразователя частоты

Решение Принцип Эффект Стоимость
Трёхуровневая топология Добавление нулевого уровня напряжения Общее напряжение ↓60% Высокая
Активный алгоритм подавления общего напряжения Коррекция последовательности переключений для компенсаци Пики ↓70% Средняя
Снижение скорости переключений Увеличение сопротивления затвора IGBT (Rg↑) dv/dt ↓50% Низкая
Низкая Рассеивание спектра гармоник для предотвращения резонанса Пики ↓40% Низкая

 

 

 

Мера 2: Прерывание пути распространения — фильтрация и управление кабелем

Решение Ключевые параметры Место установки Эффект
dv/dt-фильтр fср≈50 кГц, dv/dt<1 кВ/мкс На выходе преобразователя Пик ↓50%, устранение колебаний
Синусоидальный фильтр Ослабление несущей >40 дБ На выходе преобразователя Общее напряжение ↓80%
Общемодовый дроссель Z@100 кГц>100 Ω У клеммной коробки двигателя Высокочастотный ток ↓60%
Экранированный кабель с двусторонним заземлением Rэкрана<50 мОм, покрытие >85% От преобразователя до двигателя асинхронного трёхфазного Общее напряжение ↓30–40%

 

 

 

 

Мера 3: Конечная защита — модернизация двигателя

Решение Технические детали Применение Эффект
Керамические подшипники Напыление Al₂O₃ 100 мкм <200 кВт Выдержка 3 кВ, срок ↑5×
Осевой заземляющий щётка Серебросодержащая угольная щётка (R<0,1 Ω) Высокоскоростные двигатели >3000 об/мин Осевое напряжение ↓90%
VPI-изоляция от коронного разряда Лак полиэфиримид + вакуумная пропитка Все двигатели с ПЧ PDIV ↑2×
Экранирование статора Подкладка из медной фольги в пазах сердечника (заземление) Высокочастотные двигатели (>1 кГц) Ёмкостная связь ↓50%

 

Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение