
2025-10-04
Повышенное общее напряжение в двигателе асинхронном трёхфазном в основном вызвано особенностями ШИМ-модуляции преобразователя частоты, паразитными параметрами системы и дефектами заземления. Его вред проявляется в электроэрозии подшипников, старении изоляции и ЭМИ-помехах.
Ниже приведён системный анализ и решения.
Коренные причины высокого общего напряжения
Двухуровневый ШИМ как врождённый недостаток
Выход каждой фазы двигателя асинхронного трёхфазного переключается между «положительным напряжением шины постоянного тока» и «отрицательным напряжением шины», что вызывает резкие скачки напряжения нейтральной точки (т. е. общего напряжения). Теоретический пик достигает ±Vdc/2 (например, при шине 750 В общее напряжение 375 В).
Высокий dv/dt при коммутации
Быстрое переключение Si/IGBT (dv/dt до 5–20 кВ/мкс) возбуждает резонанс в кабеле, фактический пик может увеличиваться до 1,5×Vdc (например, при шине 750 В появляется всплеск 1125 В).
Эффект длинного кабеля
При длине кабеля двигателя асинхронного трёхфазного около 20 м распределённая индуктивность (L) и паразитная ёмкость двигателя (C) образуют LC-контур, который в диапазоне частоты ШИМ (2–16 кГц) увеличивает общее напряжение в 2–3 раза.
Неэкранированный кабель
При отсутствии экрана общий ток возвращается по пути с высоким сопротивлением, напряжение не может эффективно рассеиваться.
Экран кабеля заземлён только с одной стороны
Если экран кабеля двигателя асинхронного трёхфазного заземлён только со стороны преобразователя, а со стороны двигателя остаётся «подвешенным», экран перестаёт работать, и общее сопротивление возрастает.
Большое сопротивление заземляющей петли
Слишком длинный или заржавевший провод заземления приводит к сопротивлению около 0,1 Ом, общий ток плохо стекает.
Большая паразитная ёмкость обмоток
Компактная конструкция двигателя асинхронного трёхфазного увеличивает ёмкость «обмотка – сердечник» (типично 50–200 нФ), что связывает больше энергии общего напряжения.
Отсутствие изоляции подшипников
Стандартные стальные подшипники имеют пробивное напряжение смазки всего 15–40 В, легко пробиваются осевым напряжением.
Меры по подавлению общего напряжения
Мера 1: Оптимизация источника — модернизация модуляции преобразователя частоты
| Решение | Принцип | Эффект | Стоимость |
| Трёхуровневая топология | Добавление нулевого уровня напряжения | Общее напряжение ↓60% | Высокая |
| Активный алгоритм подавления общего напряжения | Коррекция последовательности переключений для компенсаци | Пики ↓70% | Средняя |
| Снижение скорости переключений | Увеличение сопротивления затвора IGBT (Rg↑) | dv/dt ↓50% | Низкая |
| Низкая | Рассеивание спектра гармоник для предотвращения резонанса | Пики ↓40% | Низкая |
Мера 2: Прерывание пути распространения — фильтрация и управление кабелем
| Решение | Ключевые параметры | Место установки | Эффект |
| dv/dt-фильтр | fср≈50 кГц, dv/dt<1 кВ/мкс | На выходе преобразователя | Пик ↓50%, устранение колебаний |
| Синусоидальный фильтр | Ослабление несущей >40 дБ | На выходе преобразователя | Общее напряжение ↓80% |
| Общемодовый дроссель | Z@100 кГц>100 Ω | У клеммной коробки двигателя | Высокочастотный ток ↓60% |
| Экранированный кабель с двусторонним заземлением | Rэкрана<50 мОм, покрытие >85% | От преобразователя до двигателя асинхронного трёхфазного | Общее напряжение ↓30–40% |
Мера 3: Конечная защита — модернизация двигателя
| Решение | Технические детали | Применение | Эффект |
| Керамические подшипники | Напыление Al₂O₃ 100 мкм | <200 кВт | Выдержка 3 кВ, срок ↑5× |
| Осевой заземляющий щётка | Серебросодержащая угольная щётка (R<0,1 Ω) | Высокоскоростные двигатели >3000 об/мин | Осевое напряжение ↓90% |
| VPI-изоляция от коронного разряда | Лак полиэфиримид + вакуумная пропитка | Все двигатели с ПЧ | PDIV ↑2× |
| Экранирование статора | Подкладка из медной фольги в пазах сердечника (заземление) | Высокочастотные двигатели (>1 кГц) | Ёмкостная связь ↓50% |