
2025-10-05
Электродвигатель является основным источником привода различного оборудования. Его цепи управления и защиты, состоящие из кнопок, контакторов, реле и других элементов управления, обеспечивают пуск, остановку и работу двигателя. Цепь управления с помощью различных комбинаций и схем подключения элементов управления регулирует пуск и работу двигателя асинхронного трёхфазного, время его работы, скорость вращения и направление вращения, удовлетворяя потребности оборудования.
Из-за старения компонентов, воздействия температуры и влажности при длительной эксплуатации, а также из-за окисления контактов элементов управления и выхода из строя отдельных электронных компонентов может произойти отказ в системе управления или защиты двигателя асинхронного трёхфазного.
В данной серии статей кратко рассматриваются неисправности системы управления двигателя асинхронного трёхфазного, причины их возникновения, методы ремонта, а также вопросы регулярного технического обслуживания.
Неисправности и анализ причин в цепях управления и защиты работы двигателя асинхронного трёхфазного
Цепи управления и защиты работы двигателя асинхронного трёхфазного в основном предназначены для управления его пуском, работой по таймеру, направлением вращения, регулировкой скорости и торможением. Защитная цепь при нормальной работе двигателя асинхронного трёхфазного контролирует параметры его работы и, при возникновении отклонений, подаёт сигнал тревоги или размыкает цепь управления, предотвращая повреждение двигателя и питающей линии.
Неисправности цепей двигателя асинхронного трёхфазного обычно проявляются в том, что цепи управления и защиты не срабатывают или срабатывают ошибочно, вследствие чего двигатель не может работать по заданной программе. В этом случае необходимо, исходя из внешних проявлений неисправности, определить, связана ли она с самой цепью управления и защиты или с нормальным срабатыванием защитной цепи при аварии.
Следует проверить, не ослаблены ли крепления электрических компонентов, работают ли свободно подвижные механизмы, имеются ли следы дугового разряда или оплавления между токоведущими частями и корпусом. После этого нужно определить, вызвана ли неисправность коротким замыканием или обрывом цепи, проанализировать возможную область возникновения дефекта, установить непосредственную причину и локализовать неисправный участок для последующего ремонта.
Неисправления в работе цепей двигателя асинхронного трёхфазного являются основным ориентиром при их диагностике. Поэтому необходимо внимательно наблюдать и анализировать внешние проявления неисправности, на основании опыта определять наиболее вероятные участки её возникновения, постепенно сужая область поиска, чтобы точно определить место неисправности.
После установления конкретного участка проверяются наличие короткого замыкания, ослабленных соединений, вызывающих короткие замыкания или плохие контакты, старение элементов, повреждения изоляции и другие дефекты. Анализируются причины их возникновения, после чего неисправные участки устраняются, и цепь возвращается в нормальный рабочий режим.